Одно ухо лучше! (новый монтаж джиговой приманки)

Монтаж джиговой приманки на шариковом грузе с двумя ушками можно назвать классическим — он выдержал проверку временем. Практичность такого монтажа бесспорна, но все же он не свободен от недостатков. Иногда возникает ситуация, когда хищник, особенно судак, смыкает зубы на грузике, или перед ним. При подсекании приманка не перемещается и крючок не засекается. Особенно часто это происходит, если диаметр груза превышает ширину поддева крючка. Второй недостаток заключается в том, что во время полета груз и приманка обтекаются воздухом по отдельности, вследствие чего их аэродинамические сопротивления складываются.

Предлагаемый монтаж свободен от указанных недостатков. Особенность его заключается в том, что используется груз не с двумя, а с одним ушком, к которому крепятся и приманка, и поводок. Последний делается из гитарной струны. Заводные кольца не используются. Каковы достоинства такого монтажа? В пасти хищника приманка сжимается таким образом, что жала крючка практически всегда касаются челюстей или неба. Если груз оказывается зажатым при обычном монтаже «поводок-груз-приманка», для эффективной подсечки груз необходимо продернуть между сомкнутыми челюстями (рис. 1), для чего требуется значительное усилие.

В монтаже «поводок-груз+приманка» сила подсечки тратится сначала на проворачивание груза в пасти рыбы (рис. 2). Необходимое для этого усилие значительно меньше того, которое требуется для протаскивания между сомкнутыми челюстями. При повороте груз работает как шарнир, способствуя вонзанию крючков. Причем размер груза — его диаметр — в этой ситуации не мешает а, наоборот, способствует подсечке. Второе достоинство такого монтажа заключается в значительном уменьшении аэродинамического сопротивления. Особенно сильно эффект проявляется при использовании поролоновой рыбки. Приманка движется в «кильватерном следе» грузила, сглаживая вихри.

Переднюю часть поводка следует изогнуть по профилю приманки, как показано на фотографии. В полете приманка и груз располагаются на одной линии, и «штопор» возникает крайне редко.

Уменьшение аэродинамического сопротивления приводит к резкому увеличению дальности заброса. При использовании тонких лесок приращение дальности может составить до 20—30%.

Еще одна особенность «одноухого» монтажа в том, что он благодаря меньшему сопротивлению быстрее достигает дна и более отчетливо по нему стучит. Это свойство можно использовать для облова участков водоема с большими глубинами и сильным течением, если увеличение веса груза по каким-либо причинам нежелательно. Например, когда нельзя перегружать спиннинг или есть опасность, что при забросе порвется леска.

В описанном монтаже замечен пока только один недостаток. Если жала крючка торчат из приманки, то при забросе они иногда цепляются за поводок. Лично для меня это не существенно, поскольку почти всегда использую поролонки с прижатыми жалами, а твистеры монтирую на офсетном крючке. Такие приманки гораздо реже цепляются за коряги, а увеличения количества сходов я не заметил.